Как выбрать грузовой автомобиль: новый Китай или европеец с пробегом?

С введением санкций рынок грузоперевозок сильно изменился, в частности – на дорогах появились китайские грузовики. Наши восточные соседи стремятся быстро заполнить образовавшийся «вакуум» и восполнить дефицит грузовой техники, которая так нужна для обеспечения нормальной логистики. Об этом говорит статистика – если в 2022 году тройку лидеров занимали KAMAZ (31 496 ед), SHACMAN (9 682 ед) и GAZ (5 396 ед), то в 2023 году в Россию приходит аналог европейского MAN – SITRAK и по итогам 1 полугодия 2023 года выходит на второе место, захватывая 16.6% рынка.

За 1 полугодие 2023 года было продано 10 384 грузовика SITRAK (второе место по продажам после «КАМАЗ»). Тройку лидеров замыкает SHACMAN (8 597 единиц).

Сегодня все чаще выбирают именно китайские грузовики. Машины из Поднебесной дешевле европейцев с пробегом, при этом, как заявляют производители – не уступают по качеству. Что же выбрать нового «китайца» или подержанного «европейца»? – данный вопрос мы подробно разберем в нашей статье.

Сравниваем «китайца» и «европейца» по техническим характеристикам

Сегодня на отечественном рынке конкурируют две «школы»: это китайские грузовики, как SITRAK, Shacman и FAW, а также европейские тягачи: MAN, Scania, Volvo, Mercedes Benz. Последние в основном – это подержанная техника, новые автомобили этих марок хоть и завозят в РФ, но в очень ограниченном количестве, их стоимость подчас в разы превышает стоимость китайских аналогов, а гарантийные обязательства на такие автомобили завод- производитель не несет

В этой статье мы приведем сравнение  китайского SITRAK и европейского MAN. В каждом из них есть ключевые особенности техники своего класса: «Китай/Европа». Ниже мы разберем основные параметры грузовиков из поднебесной.

SITRAK – лицензированный европеец

Пока седельные тягачи приходят на рынок небольшими партиями, обычно их берут «на пробу», но их массовое внедрение – лишь вопрос времени. Многим известный грузовик SITRAK выпускается хоть и в Поднебесной, но «под началом» компании MAN, которой принадлежит 25% акций производителя. Именно по этой причине большинство узлов, да и запчастей ему досталось именно от прародителя МАН, но они не взаимозаменяемы – сборка узлов отличается.

Давайте по порядку отметим ключевые особенности грузовиков SITRAK на примере семейства C7H с колёсной формулой 4х2:

  1. Двигатель – это серия D26, его объем составляет 12,5 литров, а мощность 480 л.с. Фактически, это копия модели MAN, экологический класс мотора – Euro-5. Разговаривать о его «живучести» пока рано, можно лишь придерживаться отзывов о предшественнике: двигатель МАН до капремонта проходил не менее 750 тыс. км.
  2. Обвес мотора – также отличается от европейских аналогов, причем – в лучшую сторону. Здесь стоит радиатор от Berg, интеркулер от Mahle, а ЭБУ от Bosch. Еще один момент: рядом с фильтром грубой очистки установлен насос, что упрощает прокачку системы: для этого достаточно нажать одну кнопку.
  3. Коробка передач – на китайские тягачи ставят всем известную механическую коробку ZF 16S2530TO 16+2 есть также вариант с роботизированной коробкой ZF TRAXON ZF12TX2620TD 12+4. Производство локализовано в Поднебесной, но по лицензии. Узел не только удобен в эксплуатации, но и довольно надежный.
  4. Кабина и кузов – согласно отзывам, покраска довольно качественная, без изъянов и брака. Однако во внутренних, скрытых местах иногда находят недокрасы, что может привести к коррозии. Также в кабине предусмотрено два спальных места, поднимается оно с кнопки, при выходе механизма из строя ее можно поднять вручную. С завода установлена пневмоподвеска и светодиодные фары.
  5. Наличие пресс-маслёнок в ходовой – отдельный момент, на котором следует заострить внимание. Благодаря их наличию увеличивается ресурс деталей и упрощается обслуживание техники. Кстати, в европейских тягачах, таких как MAN, узлы смазаны по минимуму: на их родине предусмотрены высокие штрафы за вред экологии.

Управление грузовиком SITRAK

Кабина оснащена множеством кнопок, которых у MANа нет: клавиша переключения между топливными баками, промывка топливной системы или переключения звукового сигнала с электронного на механический. Также установлена новая система – через Bluetooth можно смотреть видео, слушать музыку или присоединить телефон. На дисплей выводится изображение с «мертвых зон», которых не видно в зеркалах – а это довольно частая причина аварий. Подобные опции у европейцев можно было заказать исключительно за дополнительную плату, в китайский грузовиках они входят уже в базовой комплектации.

Европейский грузовик с пробегом – это всегда риск

Любой толковый мастер знает, что законы физики для всей техники работают одинаково и детали даже самых качественных машин постепенно изнашиваются. Именно поэтому при выборе грузовика с пробегом нужно быть особенно внимательными, ведь как бы красиво они не выглядели, частично они выработали свой ресурс. Здесь остается только один вопрос – насколько изношены их узлы и «сколько им осталось», нуждаются ли они в обслуживании или его проведение уже нецелесообразно.

Перечислим возможные недостатки европейских грузовиков с пробегом:

  • кузов – коррозия обычно появляется в нижней части кабины или на несущих конструкциях, контактирующих с дорожной химией;
  • геометрия кабины – выносим на рассмотрение отдельно: она может быть нарушена из-за аварий, которые не редкость на дороге;
  • двигатель – его износ неизбежен при ежедневной эксплуатации, к тому же нечестивый продавец может скрутить пробег;
  • ходовая – езда с перегрузом, по плохим дорогам и отсутствие своевременного обслуживания могут «убить» подвеску за несколько лет;
  • электроника – на старых машинах также может выйти из строя, а короткое замыкание приведет к возгоранию.

Почему лучше выбрать нового «китайца»?

Не нужно быть экспертом, чтобы понимать простые вещи: хорошая машина, это – новый автомобиль. Здесь нет «усталости» металла, на деталях отсутствует износ, все узлы изготовлены и протестированы в заводских условиях, на новый автомобиль действует гарантия 12 месяцев без ограничения пробега. Даже при ежедневной эксплуатации владельцу не нужно думать о ремонте, а на плановое или гарантийное обслуживание обслуживание можно записываться в сервисный центр.

В случае с подержанной техникой при выходе из строя какого-либо агрегата ремонт придется проводить за свой счет, а учитывая, что стоимость запасных частей на европейскую технику в последнее время существенно выросла, содержание подержанного автомобиля ее обладателю может «влететь в копеечку» и радость от покупки подержанного автомобиля может смениться разочарованием.

Еще один важный момент – большинство подержанных европейских грузовиков с точки зрения оснащения буквально устарели. А вот китайские производители быстро прогрессируют и оснащают машины передовым оборудованием, заменяя «механику» на «электронику», включая системы навигации, управления и помощи водителю. И это далеко не все плюсы, которые уже успели оценить владельцы тягачей SITRAK!